Эногастрономический туризм может увеличить турпоток в межсезонье и будет способствовать популяризации отечественного вина. Но его развитие тормозит отсутствие гостиничной инфраструктуры.
Эногастрономический туризм может увеличить турпоток в межсезонье и будет способствовать популяризации отечественного вина. Но его развитие тормозит отсутствие гостиничной инфраструктуры.
Другие участники рынка заявляют, что, несмотря на экономическую нестабильность и сложности с логистикой, винодельни в Анапе и Геленджике не отмечают проблем со спросом.
«В усадьбе «Семигорье» номерной фонд на 12 ключей и все лето они были заняты. Бронируют за месяц. За неделю, как правило, номеров уже не было. Значит, мы можем уже говорить о двойном его увеличении. Не секрет, что вся анапская долина — это коридор, ведущий в Крым. Это очень удобно — переночевать на винодельне. Наши туристы гостят 1-2 дня. Народу много. Значительный рост экскурсий», — рассказал председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств, глава КФХ «Усадьба Семигорье» Геннадий Опарин.
По словам генерального директора Центра туризма «Абрау-Дюрсо» Дениса Заболотнего, они тоже наблюдают регулярное увеличение турпотока и рост продолжительности пребывания туристов. В среднем отдыхающие прибывают на 2-3 дня. Уже в конце 2022 года компания планирует построить четырехзвездочный отель на 111 номеров для развития сегмента.
По словам представителя винодельни Шато Пино, более 80% туристов хотели бы остаться на ночь на винодельне. За год здесь принимают более 50 тыс. посетителей.
«Это отдельный вид атмосферного неспешного отдыха. Туризм очень важен, и не только в плане дополнительного дохода — это в первую очередь качественная реклама конечного продукта — вина», — прокомментировали в Шато Пино.
Бизнес вне закона
Построить легальную гостиницу на территории фермы сложно: согласно Земельному кодексу на землях сельхозназначения можно заниматься только сельским хозяйством, а строительство гостиниц и ресторанов запрещено. Согласно данным минсельхоза Кубани, не более 20% виноделен в Краснодарском крае сегодня размещают туристов на своей территории. Многие небольшие хозяйства строят нелегально.
«Мы сегодня должны либо вывести объект из земель сельхозназначения. Это долго, сложно и практически невозможно для инвестора. Можно строить объекты переработки. Если кто-то возведет гостиницу на свой страх и риск, то он столкнется с серьезными проблемами», — рассказал глава КФХ «Усадьба Семигорье».
За последние пять лет сектор стал слишком зарегулированным для всей строительной отрасли, что не обошло стороной возможность строительство на винодельнях, считает Опарин.
«На сегодняшний день мы сдаем 18 объектов переработки. Мы тоже проходим в судах. Так как это производства, на выходе у нас будет мировое соглашение и все объекты будут зарегистрированы. Но виноделам нужно расширенная инфраструктура, в том числе и гостиницы», — говорит Опарин.
Разрешение строительства на такой территории, например, гостиницы или мини-отеля будет, по словам Анны Бучацкой, подспорьем для развития винного туризма в сельской местности на Кубани.
«Без соответствующей законодательной базы невозможно создать туристическую инфраструктуру на землях сельскохозяйственного назначения. При этом на таких землях практически у каждой винодельни есть участки, непригодные для выращивания винограда — и здесь можно было бы строить новые объекты и создавать места отдыха. Если закон будет принят, дело сдвинется с мертвой точки, и уже через два-три года ситуация изменится кардинально: на юге России будет множество винных маршрутов на любой вкус и кошелек», — прокомментировали в пресс-службе «Золотой Балки».
В пресс-службе Шато Пино РБК Краснодар рассказали, что пока не планируют строить еще одну гостиницу, но не исключили вероятность этого, поскольку поправки в закон дадут возможность получать дополнительный доход, который повлияет на развитие туризма в том числе.
Кроме того поправка могла бы стимулировать фермеров заниматься выпуском вина. По начальника управления по виноградарству и винодельческой промышленности минсельхоза Кубани Симона Черепнина, в регионе сегодня работают 39 лицензированных КФХ, которые способны развивать агротуризм и строить на своих территориях дегустационные залы, винодельни, мини-гостиницы. С принятием поправок в закон количество лицензированных КФХ на Кубани могло бы вырасти минимум в два раза к 2024-2025 гг.
Поправки любой ценой
Эксперты продолжают возлагать большие надежды на внесение поправок в закон. Руководитель Национального агентства маркетинга российского вина (НАМ российского вина) Павел Майоров назвал упущением тот факт, что строить на винодельнях не было разрешено изначально.
«Это законодательная инициатива очень нужна. Это просто было темное пятно. Упущение, что этого не было разрешено изначально. Важным моментом является пропорция, чтобы виноградопригодные земли не становились землями только лишь для размещения объектов капитального строительства, но, безусловно, такие объекты нужны: это гостиницы, дегустационные залы, рестораны и т.д.», — прокомментировал Павел Майоров.
По словам эксперта Роскачества Александра Ставцева, демонстрация терруара, производства и инфраструктуры — это общемировая практика в развитии агротуризма, которую необходимо внедрить и в России.
«Построить винодельню на винограднике — это самое лучшее решение, которое может только быть. Виноделие — такая отрасль, которая приображает. Приезжаешь в Шато де Талю, там отель и производство. А терруар — это основной носитель бренда вина, который они могут показать», — говорит Старцев.
По данным спикера, среднее европейское предприятие может делать 30-40% выручки непосредственно на винодельне. Речь идет о дегустациях, продаже «мерча» и экскурсий. Для этого всего нужно иметь возможность создать как минимум зал, а лучше — ресторан и/или отель, считает Александр Ставцев.
По мнению председателя Союза фермерских винодельческих хозяйств, главы КФХ «Усадьба Семигорье» Геннадия Опарина, поправки в законопроект со временем будут приняты в любом случае. Иначе в регионе никогда не будет виноделен, как в Новой Зеландии долины Мальборо, в Калифорнии долины Напы или Аргентинской долины, говорит эксперт.
«Если вопрос не будет решен, то полноценныъ объектов агротуризма на Кубани не будет. Сегодня наложены табу на все действия», — заключил Геннадий Опарин..
Источник: kuban.rbc.ru