Губернатор Краснодарского края: «Важно, чтобы все, что на форуме будет обсуждаться и подписываться, имело реальную возможность воплотиться в жизнь»

Вениамин Кондратьев дал интервью в прямом эфире телеканалу "Россия – 24".

- Вениамин Иванович, как оцените готовность к основному дню форума?

- Я обошел все стенды, готовность 100%. Уверен, форум пройдет в деловой, качественной обстановке. Это очень важно, чтобы не количеством контрактов измерялась работа форума, а их качеством, результативностью. Важно, чтобы все, что на форуме будет обсуждаться и подписываться, имело реальную возможность воплотиться в жизнь.

- В этом году в подготовке к форуму впервые принимал участие технический оператор "Росконгресс". Как вы оцениваете его работу, и какое участие в подготовке к форуму принимал Краснодарский край?

- Сложно сказать, кому отдать пальму первенства:"Росконгрессу" или Краснодарскому краю. Мы вместе делали сегодняшний форум. "Росконгресс" имеет огромный опыт проведения подобных форумов, и эта работа уже признана. Питерский форум в этом году прошел на высочайшем уровне. Почему бы нашему краю не попробовать провести форум на таком же уровне? Надеюсь, у нас с "Росконгрессом" все получится, и наш Международный инвестиционный сочинский форум будет не хуже Питерского.

- Чего в этом году ждете от форума?

- Мы подготовили ряд проектов в особо значимых отраслях – это агропромышленный комплекс, курортная сфера, транспорт, промышленность. Сложно говорить о Краснодарском крае, как о промышленном крае, но, тем не менее, надо это направление развивать. Нам необходимы станки и производства для средств производства, в том числе и пищевой промышленности. Мы ждем, чтобы эти предложения были не только подписаны, а реально реализованы. Наш край отчасти сырьевой. Мы мясо производим – мясо продаем, пшеницу производим – пшеницу продаем. А хотелось бы, не мясо продавать – мясные изделия. Не пшеницу продавать, а изделия из пшеницы, в том числе в красивой упаковке. Для этого надо развивать реальный сектор экономики, искать инвесторов, которые зайдут с переработкой в наш край. Надеемся, что в этом плане форум будет результативным, потому что мы подготовили конкретные проекты и ушли от количества к качеству.

- Я думаю с этим как раз и связно то, что в этом году Кубань приготовила в несколько раз меньше проектов, чем в предыдущие сочинские форумы?

- Мы сегодня не говорим об обсуждении и подписании соглашений о намерениях. Для меня принципиально не приемлемы такие формы, которые не реализуются. Лучше мы будем, как я порой говорю, кушать одну конфету, но шоколадную, чем много, но сосательных. Пусть будет меньше проектов, но они будут реализованы.Это принципиально важно. Ведь за проектами стоят тысячи рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты. Инвестор должен получить не просто макет, а пакет, с помощью которого он будет четко понимать, когда он вложится, когда деньги начнут отбиваться.А еще лучше, если он будет понимать, когда он получит прибыль. Для этого надо убрать многие препоны, не только административные, но и препоны естественных монополий. Основной бич для края – лимиты, ограниченные естественными монополиями. Наши проекты в первую очередь обеспечены по этому вопросу. Инвестор сможет получить этот полный пакет, и ему ничего не останется, кроме как прийти на площадку строительную и запустить проекты в работу.

-Насколько большой интерес проявляют инвесторы и российские, и зарубежные?

-Завтра будет активная фаза форума. Инвесторам интересна транспортная составляющая.И не только дороги, это и авиационные сообщения между Сочи, Геленджиком, Анапой, Крымом – это востребовано туристами. Около 13 млн туристов уже посетили курорты. Это востребовано,а значит, должна быть и экономика. Мы должны идти по тому пути, где сама жизнь показывает, что можно заработать. Так и морское сообщение важно между Сочи, Геленджиком, Анапой, Крымом. Нам с Крымом нечего делить. У нас одна задача – сделать все для того, чтобы отдыхающим было максимально комфортно. Всем, кто приезжает и на побережье края, и на побережье Крыма. Если мы разовьем нашу общую инфраструктуру – транспортную, дорожную, то мы заработаем денег, хватит обоим субъектам.

- Завтра основной день форума, вы чего конкретно ожидаете от деловой программы?

- Надо понимать, что деловая программа – это в том числе и возможность пролоббировать определенные интересы. Сегодня субъекты жалуются на недостаточность средств господдержки. Можно жаловаться, но ничего не произойдет. От деловой программы мы ждем обсуждения возможности зарабатывать для субъекта. Мы можем зарабатывать, для этого нужна где-то норма федеральная, где-то ресурсы, которые сегодня находятся в федеральном подчинении, в том числе и возможность установления ставки на лесной фонд. Он же здесь, в крае, этот лесной фонд находится. Мы можем регулировать и повышать ответственность тех, кто им пользуется. То же самое с пляжами. Может для вас будет новость, а, может, и нет – пляжи тоже находятся в федеральной собственности. Сложно навести порядок.Мы не можем даже взимать аренду за пляжи, которая должна по идее поступать в муниципальные бюджеты, в краевой.

- Какой должен быть размер курортного сбора, насколько за счет этого может пополниться бюджет Краснодарского края?

- Я не думаю, что мы должны обсуждать размер курортного сбора. Вопрос – как его взимать. И от того, как его как его взимать, и с кого, будет зависеть его размер.

Если мы будем говорить о том, чтобы каждый приезжающий на наш курорт платил этот сбор, то как он его должен оплачивать? Это что – ставить какие-то турникеты на побережье или на въезде в край? Это будут огромные пробки. Или если сбор будет включаться в авиабилеты, то с железнодорожными тоже надо будет что-то решать. Вот в моем понимании, пока мы обсуждаем сам принцип взимания – с кого взымать и как взымать. Я считаю, что должна быть просто фискальная строчка в чеке,какая-то часть процента от суммы, и он будет незаметен. <…>

- А на ваш взгляд как отдыхающие отреагируют на такое введение?

- Я об этом и говорю – сегодня очень важно не сделать это обременением для самих отдыхающих. Оно должно быть незаметно, но для нас очень результативно. Даже если это будет "ноль ноль" какой-то от процента в чеке, но это будут поступления каждый день.

- То есть вы считаете, что, в принципе, денежное обременение будет незаметно?

- Оно и должно быть незаметным. Вопрос только в том, что, как сказал Владимир Владимирович, деньги должны быть окрашены. Это курортный сбор, это курортные деньги, они должны идти однозначно на развитие курортной инфраструктуры.Ни в коем случае не на решение проблем общекраевых или общемуниципальных, только на развитие курортной составляющей – инфраструктуры, коммуникаций.В том числе и коммунальных проблем, которые присутствуют в определенной части на побережье. <…> И не только жители края, но и в первую очередь отдыхающие, должны понимать , что вот этот курортный сбор будет в принципе делать их завтрашний отдых, будущий курортный сезон более комфортным.

- Как можете оценить этот курортный сезон? Сколько уже отдыхающих приехало?

- 13 млн, до конца года мы ожидаем 15 млн.

- По вашим оценкам это хорошая цифра для Краснодарского края?

- Я считаю, это очень хорошие цифры для Краснодарского края, и я скажу больше – мы должны сегодня еще максимально сделать определенные рывки именно в курортной составляющей, именно в части предоставления качественных услуг для такого количества отдыхающих. В этой части мы, не то, что не готовы, но мы не оказали сервис на том уровне для всех, кто приехал. В крае нашем традиционно было 10-11 млн отдыхающих, но когда их 13, а к концу года будет 15, конечно, здесь нужно еще чуть-чуть подтянуться, для того, чтобы все получили качественные услуги на курортах нашего края

- Вы еще сказали, что для экономики Краснодарского края очень важно сейчас развивать логистические центры. Как сейчас идет работа в этом направлении?

- Конечно, логистические центры – это, в первую очередь, гарантированный сбыт для наших селян. Сегодня можно бесконечно раздавать господдержку, но господдержка рассчитана на тех, кто производит сельхозпродукцию. Но если они ее производят и не могут сбыть, в этом случае теряется смысл самой господдержки. Поэтому нужно четко понимать: сегодня сельхозтоваропроизводители – маленькие, большие, даже и крупные, –если они производят продукцию, должны ее гарантированно куда-то сбыть. Не раз уже поднимали средства массовой информации вопрос о том, что очень сложно зайти в торговые сети, безусловно, сложно, но это не значит, что нужно опускать руки. Мы – сельский регион. Кубань – она аграрная,гарант продовольственной безопасности всей страны, поэтому мы должны такими оставаться. Село должно жить и еще и развиваться. Поэтому сегодня должна быть возможность не только у среднего и малого бизнеса, а даже у бабушки, которая выращивает петрушку, отнести ее и гарантированно куда-то сдать. Поэтому возвращаемся к той системепроверенной кооперации, которая была и которая отчасти стала может быть не рыночной. Но если ее модернизировать сегодня, переформатировать, перезагрузить,что ли, можно получить хорошую систему. В том числе, и гарантированного сбыта для селян. И все, что будет аккумулировать оператор в этом продуктовом элеваторе, сможет на системной основе войти и в торговые сети, на рынок. И смогут наше побережье Черноморское обеспечить кубанской продукцией. Потому что оператор – ему всегда проще.

- У вас ведется достаточно жесткая строительная политика, насколько целесообразно привлекать инвесторов в регионы при такой жесткости?

- Это не жесткая политика, а правила землепользования и застройки в крае. Сегодня многие упрекают меня, что я сношу дома и ограничиваю высотность. Если бы я делал это конкретно – были бы акции, а я не хочу говорить об акциях, хочу говорить о системе застройки, о едином архитектурном облике побережья. Это не значит, что надо прийти к единому знаменателю, но каждый город – Анапа, Туапсе, Геленджик, должны иметь свое лицо, должны быть красивы. Первое, что мы сделали, – ввели это все в ранг системы. Правовой акт, который действует в каждом муниципальном образовании, упорядочивает и создает определенные правила, по которым инвестор может заходить и строить. В первой линии не более пяти этажей, далее – не более семи. Есть зоны, где можно строить жилье, есть –где другие объекты. Все очень прозрачно. Конечно, если в первой линии строить 15 этажей инвестор захочет, он этого не получит. И не нужно. Я не хотел бы,и, думаю, вы согласитесь, мы не должны превратить побережье в спальный район Москвы или любого другого крупного города. Там должна остаться зелень, горы. Сегодня нет акций по сносу или ограничений высотности. Сегодня чистое правовое поле, очень прозрачное, которое позволяет любому инвестору, но исходя из правил землепользования и застройки, заходить и строить.